Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 49-50 (4546-4547) от 24 декабря 2020:


№ 49-50 в формате pdf
 

Из недальних странствий

В Дмитров, к Кропоткину

Давно ли вы были в Дмитрове? Наверное, всё больше проезжаете мимо или транзитом, а наш древний сосед (город основан в 1154 году, он всего на 7 лет моложе Москвы) стоит того, чтобы ему уделили внимание. А если вы были в городе лет 30-40 назад, то сегодня вы его просто не узнаете.

Музей-заповедник "Дмитровский кремль" хранит и демонстрирует свои сокровища в 12 зданиях на территории кремля и за ее пределами. Коллекция рассказывает об истории Дмитровского края, начиная с древних окаменелостей и костей животных Ледникового периода, включая череп мамонтенка, найденный в Яхромской пойме, орудий труда каменного века и заканчивая уже ушедшими в историю, но вызывающими такую ностальгии артефактами 1960-1980-х - портретами членов Политбюро ЦК КПСС, пионерским галстуком и барабаном, первыми кнопочным мобильным телефоном и персональным компьютером. А еще музей обладает изумительными коллекциями фарфора, икон, предметов мебели и обстановки дворянских усадеб и купеческих домов.

Последним в состав музея-заповедника осенью 2014 года вошел дом-музей П.А.Кропоткина, теоретика анархизма, всемирно известного ученого и путешественника. Весной 1918-го по приглашению предводителя местного дворянства М.А.Олсуфьева Кропоткин приехал вместе с женой погостить в Дмитров. В Москве, куда они вернулись из Европы после Февральской революции, стало голодно, квартиры, где Кропоткины получали пристанище, реквизировались большевиками, работать Петру Алексеевичу было невозможно. Небольшой деревянный особняк был окружен большим садом (сейчас он зажат между двумя многоподъездными девятиэтажками, а от сада не осталось и следа) и Кропоткиным понравился. После смерти Петра Алексеевича в 1921 году его вдова Софья Григорьевна сохранила обстановку кабинета и спальни, в доме сохранились печь и камин XIX века.

И первый же экспонат музея поражает - это родословная древнего княжеского рода Кропоткиных, прослеженная от самого Рюрика, великого князя Руси. Петр вместе со своими двумя братьями и двумя сестрами составил 30-е колено этого рода. Он родился в Москве, окончил 1-ю Московскую гимназию и Петербургский Пажеский корпус. Как один из лучших учеников корпуса был произведен в камер-пажи императора Александра II, а при производстве в офицеры добровольно выразил желание служить в Амурском казачьем войске. Во время службы Петр организовал несколько экспедиций по Саянам и Забайкалью, пересек с запада на восток Маньчжурию, сплавлялся по Шилке и Амуру. В экспедициях он занимался разнообразными геологическими, картографическими, палеогляциологическими исследованиями, занимался описанием и классификацией форм рельефов. В одной из экспедиций в районе Олёкминских золотых приисков Кропоткин открыл ледниковые наносы, послужившие основанием для доказательства наличия в прошлом ледникового покрова Сибири, а также открыл прямой путь из этого района в Забайкалье. Экспедиция пересекла не нанесенный на карты хребет, названный хребтом Кропоткина, открыла северо-восточные отроги хребта Черского. Результаты этих экспедиций Русское географическое общество отметило малой золотой медалью.

В 1867 году Петр Алексеевич выходит в отставку, переезжает в Петербург и поступает на физико-математический (!) факультет Петербургского университета, одновременно начав работу в Статистическом комитете Министерства внутренних дел, которым руководил ученый и путешественник П.П.Семенов (Тян-Шанский). Сейчас это кажется удивительным, но после нескольких лет, проведенных на службе и в экспедициях в Сибири, Кропоткин легко поступает на математическое отделение физико-математического факультета - таковыми были уровень подготовки в Пажеском корпусе и одаренность этого человека. Детство, учебу, заключение в Петропавловке и многие другие события своей жизни он прекрасно описал в мемуарах "Записки революционера".

В Русском Географическом обществе, членом которого П.А.Кропоткина избирают, он вскоре становится секретарем Отделения физической географии и продолжает научную работу. Он публикует статьи, содержащие оригинальные идеи материкового оледенения в четвертичный период, чему способствовало его участие в экспедиции, работавшей в Швеции и Финляндии. Кроме того, именно Кропоткин предсказал существование земли Франца-Иосифа, но у российского правительства денег на покупку судна для экспедиции не нашлось. Открытый позже австрийской экспедицией архипелаг назван в честь кайзера, а мог бы носить имя российского императора.

1872 год круто изменил всю дальнейшую судьбу Петра Алексеевича. Побывав в Швейцарии, он вступил в I Интернационал, примкнул к кружку "чайковцев" в Петербурге, стал активно заниматься революционной пропагандой среди рабочих и через два года был арестован. Отсидев два года в Петропавловской крепости, что сказалось на его здоровье, он сумел бежать из Николаевского военного госпиталя, а затем и из страны. Начался долгий, более 40 лет, период эмиграции, во время которого он работал как ученый-географ: писал статьи для Британской энциклопедии и научных журналов, в это время были созданы его основные политические и исторические труды. П.А.Кропоткин жил в разных европейских странах, из некоторых по требованию российского правительства его иногда высылали, а во Франции посадили в тюрьму.

В июне 1917 года по приглашению Временного правительства Петр Алексеевич вернулся на родину. Сохраняя верность идеям анархии, он отклонил предложение А.Ф.Керенского войти в состав Временного правительства. Позже, желая дистанцироваться от большевистской диктатуры, методы которой он не одобрял, Кропоткин принял приглашение М.А.Олсуфьева и приехал в Дмитров. В августе 1918-го хозяин умер, и Кропоткины, которым здесь понравилось, за символическую плату купили у наследника дом с обстановкой, роялем и двумя коровами. "Мы прожили тяжелую зиму и готовимся к новой, еще более трудной, чем предыдущая... - писал Петр Алексеевич. - Нам отвели кусок луга для покоса... Софья Григорьевна убрала его вовремя. Овощами нам удалось себя обеспечить. Софья Григорьевна, ей 64 года... сама обработала довольно большой огород". Наверное, в память о тех тяжелых годах, проведенных супругами, сотрудники музея разбили около особнячка несколько грядок, на которых выращивают свеклу, салат, зелень.

По воспоминаниям Н.И.Махно, он встречался с Кропоткиным, которого почитал как своего учителя, просил совета относительно революционной деятельности среди украинских крестьян. Петр Алексеевич категорически отказался давать советы, а в его кабинете рядом с пишущей машинкой лежит рукопись обращения к "братьям украинцам". П.А.Кропоткин, несмотря на возраст и болезни, много работал. Стремился закончить "Этику", помочь дмитровским кооператорам, учителям и сотрудникам создававшегося Музея родного края. Большое значение Петр Алексеевич придавал работе этого музея, открывшегося в 1918 году в Дмитрове, дважды говорил об этом на съездах учителей уезда, помогал в формировании его структуры и сборе экспонатов, прочитал доклад о ледниковом и озерном периоде на примере Клинско-Дмитровской гряды.

В книжном шкафу можно увидеть много томов на английском, в том числе труды Дарвина и Брема, рядом письмо Бернарда Шоу на английском, начинающееся словами "Мой дорогой Кропоткин..." Петр Алексеевич неоднократно писал Ленину, дважды с ним встречался. Речь шла о недопустимости красного террора и необходимости развития кооперации для строительства социализма. Писал он к Ленину, пытаясь улучшить тяжелое материальное положение дмитровских служащих почтово-телеграфного ведомства, обратившихся к Кропоткину за помощью. В экспозиции представлено это письмо: "...Вы, конечно, знаете, что на получаемое этими служащими жалование - от 2000 р. до 3000 р. в месяц прожить в Дмитровском уезде безусловно невозможно. За 2000 р. нельзя купить уже даже сахару или пуд картофеля, я это знаю по собственному опыту. В обмен просят мыла или соли, которых нет. Пуд муки дошел до 9000 р., если удастся достать..." А рядом выставлены трудовые хлебные карточки и выданное гражданину Кропоткину в материальной службе отдела статистики управления Северных железных дорог разрешение на отпуск одной сажени дров и десяти фунтов керосина. В таких условиях жил всемирно признанный теоретик анархизма, чье 70-летие несколькими годами ранее торжественно отметили анархисты Европы, Америки и Австралии.

Большевики предлагали Петру Алексеевичу еще до его отъезда в Дмитров квартиру в Кремле и кремлевский паек, но он категорически отказался. Отказался он от усиленного пайка и когда заболел тяжелым воспалением легких в начале 1921 года. Ленин направил в Дмитров группу лучших врачей во главе с наркомом здравоохранения Н.А.Семашко, но Петр Алексеевич не признавал привилегий. Он тихо скончался 8 февраля. 10 февраля в Дмитров прибыл специальный траурный поезд, на котором гроб с телом был доставлен в Москву и установлен для прощания в Колонном зале Дома Союзов, положив начало многолетней советской традиции. Тысячи людей, делегации от заводов и фабрик пришли проститься с Кропоткиным. Похоронили ученого и мыслителя на Новодевичьем кладбище. В экспозиции музея демонстрируется картина Б.Н.Яковлева "Похороны П.А.Кропоткина. Колонный зал. Москва. 1921 г.", его посмертная маска и прижизненные издания работ - маленькие, невзрачные книжечки в мягких обложках. А если подняться по крутой деревянной лестнице на второй этаж, то можно увидеть краеведческую экспозицию - реконструкцию того самого Музея родного края, в создании которого сто лет назад П.А.Кропоткин активно участвовал.

Музеи Дмитрова живут, в них проводятся выставки и обновляются экспозиции. Так, часть музейной коллекции, разместившейся в здании казначейства, пополнилась результатами раскопок 2001-2003 годов, проведенных на территории кремля. Ну, а пока музеи закрыты для посетителей, можно просто погулять по городу. Он все больше наполняется памятниками и разнообразной городской скульптурой: от симпатичных лягушек - символа Дмитрова и жанровой скульптуры до исторических персонажей - Юрия Долгорукого, Кирилла и Мефодия, Бориса и Глеба, Дмитрия Солунского. К сожалению, за последнее время произошли и печальные изменения. Два купеческих особняка, расположенных, кстати, на Кропоткинской улице, в историческом центре города, все плотнее заполняемом магазинами и ресторанами, стали жертвою, скорее всего, поджога. Дом Новосёлова и дом Клятовых, все еще фигурирующие на Яндекс-карте Дмитрова как достопримечательности, стыдливо затянуты фальш-фасадами. А особняк Олсуфьева от схожей участи спас музей Кропоткина.

Использованы материалы из экспозиции музея и Википедии.

Ольга ТАРАНТИНА, фото автора
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер