Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

1

Номер 33 (4375) от 24 августа 2017:


№ 33 в формате pdf
 

Из дальних странствий возвратясь

История - в каждом экспонате

Технический музей Праги - далеко не последний в длинном списке государственных и частных музеев столицы Чехии. Он не такой масштабный, как крупнейший в мире Технический музей Мюнхена, его коллекция не настолько разнообразна, как у Mузея науки в Лондоне, но ощущение от посещения остается теплое.

Может быть, потому, что, пройдя несколько метров от входа, вы явственно ощущаете запах машинного масла, - на первом этаже расположен громадный павильон с прекрасными раритетными экземплярами автомобилей, мотоциклов и велосипедов, образцами авиационной техники и паровозов, демонстрирующими развитие техники от XIX века до наших дней. Чего здесь только нет, это настоящая история Европы на колесах. Вот первый автомобиль, построенный в Богемии, а точнее, еще в Австро-Венгрии в 1897 году. С тех пор производство автомобилей в Чехии не прекращалось. И было оно разнообразным: пожарная "шкода" 1930 года выпуска, гоночные болиды "бугатти" и легковые автомобили "ява" начала ХХ века. Можно увидеть "мерседес" 1939 года, специально усиленный броней для гауляйтера Богемии и Моравии обергруппенфюрера СС Карла Франка. Есть в экспозиции и отечественный ЗиС, подаренный ЧССР и участвовавший в парадах в Праге, на нем Юрий Гагарин приветствовал пражан.

"Рено", подаренный президентом Португалии Марио Соарешом еще писателю и диссиденту Вацлаву Гавелу за несколько часов до утверждения его в должности президента новой Чехословакии. "Татра", которую специально построили для первого и очень любимого народом президента Чехословацкой Республики Томаша Гаррига Масарика. Есть и последняя модель "татры", производство которых завершилось в конце прошлого века. Среди локомотивов и вагонов стоит отметить вагон-ресторан австрийского императора и короля Богемии Франца Йозефа I, построенный на вагоностроительном заводе в пригороде Праги, а ныне пражском районе Смихове.

Чехи, несомненно, гордятся своими мотоциклами и мопедами. Они оставались народным транспортом в течение всего ХХ века. Хотя первые экземпляры, как можно прочитать на табличках, были капризными и к тому же пугали лошадей, которые в то время превосходили их по численности. Есть в экспозиции популярные американские мотоциклы "индиан" и, конечно же, разные модели чешской "явы". В 1950-е в Европе начался бум на мотороллеры. Чешская "чезета" стала очень популярной в Чехословакии, СССР и в Западной Европе. За несколько десятилетий было выпущено 115 тысяч экземпляров разных модификаций.

Не менее прекрасен раздел велосипедов. Здесь есть экземпляры более чем 100-летнего возраста, выглядящие так, что хоть сейчас вскакивай в седло и жми педали. С велосипедом чехи познакомились на Всемирной выставке в Париже в 1867 году, и уже через три года начали сами производить это инновационное чудо. Первые велосипеды с гигантскими колесами, четырехколесный детский велосипедик, с которого невозможно упасть, элегантный и легкий велосипед из бамбука, о котором сегодня можно было бы только мечтать, и даже велотренажер для зимних тренировок 1884 года, - самые запомнившиеся экспонаты большой коллекции.

Продолжается тема техники в разделе "Домашние технологии". Испытываешь удивление и ностальгию, разглядывая старые и даже старинные утюги и ручные миксеры, стиральные и швейные машинки, холодильники и пылесосы. А еще надо побывать в разделах, посвященных истории кинематографа, астрономии, книгопечатания, горнорудного и металлургического производства и других. Технику в области фундаментальных научных исследований представляет генератор Ван де Граафа, одиноко стоящий в холле между лестничными пролетами. Может быть, со временем вокруг него разрастется раздел истории науки и техники.

Ольга ТАРАНТИНА, Прага - Дубна,
фото Егора КОРОТАЕВА
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер