Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 35(4275) от 28 августа 2015:


№ 35 в формате pdf
 

Молодежь и наука

Алушта. Шесть дней одного лета

(Продолжение. Начало в №№ 32, 33, 34)

Григорий Трубников. Физика и техника
ускорителей заряженных частиц.

- Лекция была построена в соответствии с основной тематикой конференции, и основные лекторы: Валерий Швецов, Олег Смирнов, Денис Козленко, - касались и физики, и постановки эксперимента. В том числе и системы детектирования частиц, и самих экспериментальных установок. Поэтому мне показалось, что здесь было бы уместно рассказать, как эти пучки можно получать в управляемом режиме. А это либо реактор, о котором В.Н.Швецов рассказывал, либо ускоритель. А если об ускорителях рассказываешь, то надо было подробней остановиться на том, что они из себя представляют. То есть познакомить с классификацией, историей развития, и конечно, любой обзорный доклад на эту тему должен содержать в себе не только то, что было и что есть, но и "заинтересовывать" большими проектами будущего. Потому что именно этими мега-проектами движимы и наука, и все человечество. Ну и, конечно, постарался коснуться и тематики нашего Института.

В.Н.Швецов в конце своей лекции очень правильно сказал, что ИБР-2 реконструирован, и есть программа развития года до 2025-го. А реально надо думать о том, что будет после 2030-х годов. Сейчас в мире строятся два грандиозных нейтронных источника, создаются международные коллаборации, и на этом фоне очень легко потеряться. И конечно, нам надо думать о том, какое место в нейтронной и нейтринной физике займет Дубна и будем ли мы создавать свои установки или участвовать в чужих проектах. Вот поэтому концентрировался на обзоре таких мощных источников протонов, которые являются драйверами и для нейтрино, и для нейтронных пучков. Мы переживаем сейчас пик интереса к сверхпроводящим структурам, которые позволяют создавать компактные, экономичные установки, имеющие параметры, рассчитанные на высокие энергии. И необходимо во всем этом участвовать и осваивать все эти технологии, иначе мы просто окажемся на периферии современной ускорительной физики. Я пытался заинтересовать ребят тем, что в ЛФВЭ в течение нескольких ближайших лет мы начинаем заниматься сверхпроводящими протонными линаками вместе с коллегами из МИФИ, ИТЭФ, немецких институтов, того же Фермилаба, которые готовы делиться с нами своими наработками. Поодиночке в нашей стране это реализовать невозможно, это требует серьезных затрат, а если объединить интеллект, финансы, оборудование, то это можно сделать.

Если говорить о содокладах и докладах, то ускорительной тематики они практически не касались, потому что среди участников конференции всего один-два ускорительщика. Но, тем не менее, доклады были все равно привязаны к установкам, которые работают на ускорителях. Например, мне очень понравился доклад Дмитрия Циркова (ЛЯП) об эксперименте COSY - такой классический образец научного доклада. Это была полностью законченная работа, начиная от теоретической задачи, расчетов и моделирования и кончая постановкой эксперимента, получением и обработкой, анализом данных. Этот доклад в нашей секции как раз занял первое место. Очень мне понравились доклады болгарских коллег. Петр Дулов и Бояна Маринова (ЛФВЭ, на снимке) рассказывали про эксперимент BM@N: детекторы, системы электроники, - и уровень их докладов был очень высокий. Бояна получила первое место за доклад. Традиционно очень сильный доклад у Андрея Лебедева - он, мне кажется, уже давно готов выступать в роли лектора, его работы по созданию различных систем для хранения и обработки данных на суперновой архитектуре, с использованием новых языков программирования чрезвычайно интересны и для ОИЯИ, и для Дармштадта.

А в принципе, если говорить об атмосфере школы, мне нравится, насколько ответственно участники относятся к подготовке и представлению своих докладов, понимают, как это важно. И "проколоться" нельзя, студенческая аудитория, как известно, самая суровая. Если где-то "ляп" допустишь, то тут же публика без всякой деликатности укажет на ошибку. Очень мне понравились дискуссии на круглых столах - их у нас получилось вместо одного три. Дискуссия, посвященная ОМУС, фактически переросла в дискуссию о развитии Института. Очень прямые вопросы к дирекции звучали, и, надеюсь, наши ответы и комментарии были довольно конкретными. Мы это тоже делаем осознанно, потому что многие идеи, которые ребята предлагают, не всегда опираются на наличие финансов, ресурсов, а они считают, что есть службы, которые этим занимаются, и нужно только указание дирекции и тут же все будет сделано.

На самом деле, когда вместе с ними начинаешь детально разбираться, как перейти от идеи к ее воплощению, они начинают понимать, что ресурсов никогда не хватает, а главное - у каждого дела должен быть заинтересованный ответственный... Они, например, предлагают оборудовать новое помещение для ОМУС - ну давайте, тогда заберем часть ресурсов из той же нейтринной, нейтронной физики, из ваших командировок. И ребята начинают более взвешенно определять приоритеты, что нужно, что не нужно. То же самое касается и научных направлений, и социальных проектов. И когда в таких дискуссиях отделяются зерна от плевел, они уже представляют, что реально сделать, а что так и останется на бумаге. Причем по абсолютно объективным причинам. И то, что это происходит в такой открытой беседе, очень важно: на кого, как не на молодежь, нам опираться? Ведь через пять-десять лет это будущие главные инженеры, начальники отделов и так далее. Они должны обязательно активно участвовать в жизни Института. Мне очень нравится, что в формате нашей школы есть такие дискуссии - по 2-3 часа. Ведь в Дубне ни у директора, ни у вице-директоров не найдется столько времени чтобы так спокойно сесть и поговорить. А здесь весь цвет молодежи в одном месте и в одно время собрался. Есть директор, есть представители дирекции, есть активные ребята, которые уже участвуют в депутатском совете, в общественных советах.

И еще я бы хотел, чтобы обязательно прозвучали слова благодарности пансионату. Его сотрудники очень ответственно относятся к нашим мероприятиям, и именно мы на протяжении уже пяти лет открываем в пансионате активный сезон. Когда приезжает такая команда - 65 человек вместе с лекторами, - конечно, все мобилизуются. Их задача, чтобы эта молодежь и потом приезжала, по путевкам, с семьями, с друзьями. Службы пансионата, как всегда, на высоте. Михаил Юрьевич Казаринов все хорошо организовал.

И последнее. Этот уголок в Алуште - не просто пансионат, а территория науки и творчества. Здесь ученые общаются, отдыхают, обсуждают на конференциях свои профессиональные вопросы. А то, что рядом море и чудесный парк, замечательная природа, - все это самым прекрасным образом способствует такому общению. Это дом науки, конгресс-центр, но это и пансионат, где уже сейчас разворачивается большой спектр медицинских и оздоровительных услуг - приглашены несколько врачей, закупается оборудование, развивается спортивная база, чтобы здесь был полноценный, если хотите, филиал Института, на берегу Черного моря.

Денис Козленко. Прикладное применение нейтронов.


 

- Начнем с того, почему именно так вы построили свой доклад?

- Мне кажется, в любом деле лучше начать с неких основ, а для молодежи особенно важно понять, откуда что проистекает, в данном случае с применением нейтронов для исследований в различных областях. Когда эти методы были сформированы, как они развивались, какие люди сыграли основную роль в этом деле и, соответственно, потом, - как мы можем получать нейтронные пучки. Рассматриваем нейтрон как частицу от простого к сложному. Потом уже идем к формированию нейтронных пучков, поскольку один нейтрон нельзя использовать для исследований - нужен поток, чтобы снимать спектр рассеяния для анализа. Потом смотрим, как организованы, как получаются нейтронные пучки. Затем переходим к математическому формализму, чтобы понимать, а какую конкретно информацию об объекте можно получить с помощью применения методов рассеяния нейтронов. Эти методы рассмотрены в следующей части лекции, чтобы представить общую картину.

То есть мы имеем источник, выделенный нейтронный пучок, он рассеивается на объект, мы снимаем спектр с детектора, а затем - анализ информации: заключительный, самый важный процесс эксперимента, для чего, собственно, все делалось. На относительно простых и наглядных примерах я старался показать, как все это выглядит и какую информацию об объекте можно получить: какие характеристики по структуре, будь то кристалл или наносистема, или наноструктурированный материал.

Ну и поскольку основная тема касалась практического использования нейтронов, то я сделал особый акцент на метод нейтронного имиджинга - радиографию, томографию как наиболее простой и понятный метод рассеяния нейтронов и их практического использования. В данном случае пучок нейтронов работает как просвечивающий аппарат, потому что эти частицы имеют высокую проникающую способность и позволяют получать внутреннее изображение объекта с точностью порядка ста микрон. Объект при этом остается в целости и сохранности. Особенно это важно при исследовании уникальных природных образцов и объектов культурного наследия.

Другие практические применения - исследования внутренних напряжений конструкционных материалов, в частности изделий, которые используются в реакторах...

- ...То есть реактор дает нейтроны и ему же они и служат. Поддержке его жизнеспособности.

- Конечно, так. Благодаря этим работам можно понять, где накапливаются напряжения в той или иной детали и тем самым понять, как улучшить технологию изготовления этого изделия, чтобы уменьшить количество напряжений там, где они накапливаются, или, наоборот, мониторить степень накопления напряжений, и своевременно менять одно изделие на другое.

- Какие из содокладов и докладов хотите отметить?

- Все доклады были довольно интересные и сильные. Авторы содокладов имеют уже достаточно большой опыт, кто-то уже и ученую степень, и некоторые даже сделали серьезные обзоры своей деятельности. Все доклады очень высокого уровня.

- И, тем не менее, вечером вы должны назвать лучших...

- Время еще есть. Тематика докладов разнородная. Это исследования по широкому кругу тем, причем исследования не только экспериментальные, но и компьютерные технологии, теоретические расчеты, работы в области ядерной физики. Видно было, что ребята старались, работали, у всех есть опыт представления своих материалов.

- Расскажите, пожалуйста, о своих учителях. И коротко о том, как вы пришли к нынешнему этапу вашей жизни.

- Хорошо... Я окончил в 1997 году МИФИ и приехал на работу в ОИЯИ. Здесь большую роль сыграли два человека. Во-первых, Юрий Алексеевич Быковский, завкафедрой физики твердого тела на факультете экспериментальной и теоретической физики, и Виктор Лазаревич Аксенов, тогда занимавший должность директора ЛНФ, который создал филиал этой кафедры в Дубне и всегда очень активно работал и работает над привлечением молодежи. Он приезжал к нам в МИФИ, рассказывал про то, что делается в Дубне, еще студентами мы приезжали в Институт на экскурсии. Мне все очень понравилось, и поскольку я хотел заниматься наукой, решил, что лучшего места, наверное, не найти. И принял уже осознанное решение поехать в ОИЯИ, чтобы делать дипломную работу. Прошел обучение на старших курсах по индивидуальному плану и после защиты меня взяли в ОИЯИ на работу. Начал я в отделе ЛНФ, который на тот момент назывался отделом физики конденсированных сред, им руководил Анатолий Михайлович Балагуров, в группе Бориса Николаевича Савенко. И если говорить о людях, которые внесли большой вклад в мое развитие как самостоятельного исследователя, я бы отметил их обоих, а также профессора Виктора Александровича Соменкова из "Курчатовского института", который в тот момент возглавлял лабораторию нейтронных исследований твердого тела Института сверхпроводимости и физики твердого тела. Он был инициатором создания совместно с коллегами из ЛНФ установки для исследования поведения материалов под высоким давлением на реакторе ИБР-2. Когда я пришел в ЛНФ, ее базовая модель уже работала, и мне довелось участвовать в ее усовершенствовании. Он очень увлеченный ученый, обладающий достаточно нестандартным мышлением, и общение с ним сыграло очень важную роль для меня.

В начале 2008 года я был назначен начальником отдела нейтронных исследований конденсированных сред, а в конце того же года в возрасте 34 лет защитил докторскую диссертацию. Теперь так и работаю. Стараюсь развивать и научные направления, и экспериментальную базу, и с молодежью тоже стараюсь по возможности заниматься. У меня уже на выходе пятый ученик - кандидат наук, несколько десятков дипломников защитили свои работы. Вместе с коллективом отдела работаем дружно, достаточно интегрированно. Каждый ведет свой участок, а все вместе делаем общее дело.

- Вы на этой конференции впервые? Как оцениваете ее атмосферу?

- Хорошо оцениваю. Продуманная организация, хорошие ребята - умные, толковые, чувствуется, что есть стремление к знаниям. Так что впечатления самые благоприятные. И конечно, море... Надеюсь, это не последняя школа, и традиции будут продолжаться.

- Знаете, Денис, невольно сравниваю конференцию в Алуште с прошлогодней школой по нейтринной физике в Больших Котах на Байкале. Там очень серьезно - и на профессорском и на студенческом уровнях - обсуждалось, на каком языке представлять доклады. Студентам Иркутского университета, которые составляли на школе большинство, поначалу было трудно привыкать к английскому...

- Наверное, важно именно на английском. Я себя вспоминаю в 1995 году на международной школе по нейтронной физике... Попасть в международную атмосферу, включиться в круг общения с учеными, которые не владеют русским языком, тоже очень важно и полезно. Тем самым с молодых лет начинающий ученый, будущий специалист включается в глобальный мир международной науки.

(Окончание следует.)

Евгений МОЛЧАНОВ,
Алушта - Дубна
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер