| ||||||
Интервью в номер "Точки, линии и зигзаги"К кинопоказу в Доме культуры "Мир" ОИЯИ 15 октября в 19.00 в большом зале ДК "Мир" ОИЯИ состоится премьера экспериментального фильма-эссе "Точки, линии и зигзаги" режиссера Никиты Спиридонова с музыкой Федора Веткалова. Также в рамках мероприятия будут показаны оцифрованные фильмы экс-руководителя киностудии "Дубна-фильм" Олега Ореловича - "Безумный день" (1989) и "Рассказ" (1991). После показов состоится обсуждение с участием авторов фильмов и приглашенных спикеров. Мы решили спросить у Никиты, как родился проект и для чего исследовать Дома культуры.Первый вопрос, Никита, кто ты по профессии и кем работаешь? По первому образованию я музыковед и композитор. Позже, когда уже учился в аспирантуре, начал интересоваться визуальным искусством, активно ходить на выставки. В 2012 году поступил в Институт "База" Анатолия Осмоловского и закончил его как художник. Сейчас я работаю руководителем и куратором галереи "Парк" в Тимирязевском районе Москвы. Откуда к тебе пришла такая непопулярная (а жаль) тема исследования феномена ДК? Я начал работать с различными сообществами и коллективами Домов культуры еще в 2015 году, когда мы с арт-группой u/nmultitude участвовали в основном проекте VI Московской биеннале на ВДНХ. Тогда мы сделали перформанс "Танцевальный вечер", который представлял собой мастер-класс руководителя Студии бального танца Анатолия Мазалова для всех желающих. Сегодня ДК снова становятся объектом интереса со стороны современных художников и исследователей. ГЭС-2 на Болотной, к примеру, которая должна открыться в декабре, позиционирует себя как "дом культур" - особое пространство, где гармонично будут сосуществовать профессиональные и любительские творческие практики. Почему для нынешнего исследования ты обратил внимание на дубненский ДК "Мир"? В 2019 году я познакомился с учеными, занимавшимися художественной самодеятельностью на базе ДК "Мир" ОИЯИ. Тогда я делал серию интервью с любителями и во время одной из бесед узнал о трагической судьбе дубненской киностудии: как был утерян почти весь ее архив за исключением нескольких, чудом сохранившихся пленок. В советскую эпоху деятельность любительских киностудий патронировалась творческими профсоюзами, организовывавшими регулярные смотры, конкурсы и фестивали. Во время перестройки государственное финансирование профсоюзов урезалось, в связи с чем деятельность многих любительских кружков практически сошла на нет. То же случилось и в Дубне, где архив киностудии был безвозвратно утерян к середине 90-х гг. Любительская практика в Дубне имела свою традицию - ее история началась еще в "оттепельные" 60-е, когда появились первые театральные студии при ОИЯИ, спортивные секции, а также киноклуб, где показывали фильмы Феллини, Антониони, Бергмана (во многом благодаря режиссеру Джилло Понтекорво - брату известного физика, эмигрировавшего в СССР). В те годы ДК "Мир" и Дом ученых в Дубне закрепили за собой статус негласного центра актуального искусства, где можно было познакомиться со свободным от канонов социалистического реализма искусством - здесь проходили выставки художников-нонконформистов, исполнялась музыка авангардных композиторов и устраивались просмотры фильмов, которые нельзя было увидеть на официальных площадках. Тогда же появилась любительская киностудия "Дубна-фильм", которой руководил физик-экспериментатор Георгий Столетов - с его фильма "Они были на фестивале" 1957 года началась история студии, просуществовавшей почти четыре десятилетия. В ходе регулярных встреч с учеными и инженерами ОИЯИ я узнал, что на руках у режиссера и сотрудника Лаборатории ядерных реакций Олега Ореловича сохранилось десять 16-миллиметровых фильмов студии. В январе 2021 года я стал резидентом мастерских Музея современного искусства "Гараж", и у меня появилась возможность оцифровать уцелевшие пленки. Я связался с Олегом и в течение полугода оцифровывал один фильм за другим, раз в месяц наведываясь в Дубну. Позже я рассказал Олегу об идее собственного фильма, и он одобрил стратегию предельно свободного подхода в работе с материалом - в "Точках, линиях и зигзагах" размышления советского кинорежиссера Артавазда Пелешяна об устройстве Вселенной, изложенные им в книге "Моя Вселенная и единая теория поля" сопоставляются с перемонтированными эпизодами фильмов дубненской киностудии, снятых режиссерами-любителями и сотрудниками ОИЯИ через метод "дистанционного монтажа". В чем, по-твоему, специфика взаимодействия с региональными институциями в отличие от столичных? Прежде всего, бОльшая свобода творчества. Что в ходе исследования феномена киностудии Дубна-фильм показалось особенно любопытным? Меня глубоко потрясло вот что - утраченные фильмы, которые остались только в памяти людей. Это какой-то особенный феномен культуры, который я еще пока не смог осознать. Но это меня глубоко волнует. Нужно ли зрителю готовиться к кинопоказу 15 октября, что-то почитать, что-то посмотреть? Показ и обсуждение для всех - для участия в мероприятии не нужно быть каким-то особенно подготовленным зрителем. Но если вы хотите чуть глубже погрузиться в тему, я бы посоветовал посмотреть фильмы Артавазда Пелешяна, чей метод "дистанционного монтажа" является важным референсом в моем фильме-эссе "Точки, линии и зигзаги". Также я бы рекомендовал прочесть драму Алексея Дударева "Вечер", которая легла в основу короткометражного фильма Олега Ореловича "Рассказ". Беседовала Лилия Ибрагимова. |
|