Том 41 (2010 год) , выпуски: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7

Выпуск 1 наверх
Гусаков Ю.В., Григалашвили Н., Кекелидзе Г.Д., Лысан В.М., Мялковский В.В., Пешехонов В.Д., Русакович Н.А., Савенков А.А., Хабарова Е.М., Диттус Ф., Фруадево Д.
Детектор переходного излучения - трекер установки ATLAS: исследования и разработки, массовое производство модулей типа В
(рус, 1.264 Mb)

Рассматривается опыт участия ОИЯИ в коллаборации с рядом российских и международных научных организаций в разработке и создании (1994-2007 гг.) детектора переходного излучения - трекера для внутреннего детектора установки ATLAS большого адронного коллайдера.

Гостев И.М.
Методы идентификации графических объектов на основе геометрической корреляции
(рус, 855 Kb)

Работа является обзором научного направления по идентификации графических объектов на основе методов, названных автором геометрической корреляцией. Излагаются исторические предпосылки этих методов. Приводятся принципы формирования признаков, по которым построены методы распознавания. Рассматриваются методы идентификации, и проводится анализ качества их работы. Также рассмотрены статистические методы назначения классификационного допуска в этих методах и факторы, влияющие на точность идентификации.

Трошин С.М., Тюрин Н.Е.
Механизм возникновения односпиновых асимметрий в инклюзивных адронных процессах
(англ, 399 Kb)

Обсуждается механизм возникновения односпиновых асимметрий в адронных процессах, основанный на использовании киральной кварковой модели совместно с учетом унитарности и представления прицельного параметра. Механизм позволяет дать объяснение наблюдаемым экспериментально зависимостям в поведении этих асимметрий.

Сисакян А.Н., Шевченко О.Ю., Нагайцев А.П., Иванов О.Н.
Эффекты поляризации в дрелл-яновских процессах
(рус, 1.544 Mb)

Рассматриваются эффекты поляризации адронов и составляющих их кварков в процессах Дрелла-Яна, являющихся одним из самых эффективных инструментов для исследования кварковой структуры нуклона. Особое внимание уделяется таким важным партонным функциям распределения, как поперечность (transversity), T-нечетные функции Сиверса и Бура-Мулдерса, изучение которых необходимо для понимания эффектов, связанных с ненулевой поперечной компонентой кваркового импульса. Представлен оригинальный и обладающий рядом существенных преимуществ метод прямого извлечения поперечности и функции Бура-Мулдерса в протоне из данных по процессам Дрелла-Яна, в которых максимум один из адронов в начальном состоянии поперечно-поляризован. Метод применяется к процессам Дрелла-Яна с антикварком как в валентном состоянии (антипротон-протонные, пион-протонные столкновения), так и в морском (протон-протонные, протон-дейтронные, дейтрон-дейтронные столкновения). Для оценки измеримости поперечности и T-нечетных распределений представлены теоретические оценки значений асимметрий и сечений для установок RHIC (BNL, США), NICA (ОИЯИ, Россия), COMPASS (СERN, Швейцария), PAX (GSI, Германия), J-PARC (Япония). Эти теоретические оценки сопровождаются вычислениями статистических неопределенностей для измеряемых асимметрий, которые проводятся с помощью нового Монте-Карло-генератора дрелл-яновских событий. Исследуется дуальность между процессами Дрелла-Яна и процессами рождения J/-резонанса, которая может позволить существенно уменьшить статистические неопределенности партонных распределений. Проводятся оценки кинематических условий, при которых такая дуальность может наблюдаться.

Рыбаков Ю.П.
Космические киральные вихри
(рус, 253 Kb)

Обзор посвящен космическим киральным вихрям (струнам) и их возможной роли в эволюции ранней Вселенной. Получено точное цилиндрически-симметричное решение уравнений Эйнштейна в рамках SU(2) сигма-модели для конфигурации, наделенной топологическим зарядом типа степени отображения. Прямым методом Ляпунова доказывается линеаризованная устойчивость решения относительно радиальных возмущений. Найденная метрика отвечает пространству конического типа с угловым дефицитом, пропорциональным топологическому заряду или линейной плотности массы вихря. Прямым интегрированием уравнений геодезической для светового луча, ортогонального вихрю, получен угол отклонения луча, близкий к угловому дефициту (эффект гравитационной линзы). Рассмотрено калибровочное обобщение модели с включением поля Янга--Миллса аксиально-симметричного вида. В приближении большого топологического заряда получено решение с собственным продольным магнитным полем и обнаружен эффект уменьшения энергии вихря. Рассматривается также эффект замыкания струны в приближении большого радиуса замыкания. С этой целью вычисляются тороидность замкнутой струны и поправка к энергии, обусловленная скирмовским членом.

Пасичный A.A.
Кулоновские резонансы и динамика электрорасщепления ядер электронами высоких энергий
(рус, 1.830 Mb)

В рамках оболочечной модели ядра исследовано влияние кулоновских резонансов и квазиреальных фотонов на динамику электрорасщепления ядер электронами высоких энергий.

Славнов Д.А.
Проблема локальности в квантовых измерениях
(рус, 1.117 Mb)

В рамках алгебраического подхода рассматривается проблема локальности квантовых измерений. Вопреки широко распространенному сейчас мнению показывается, что можно согласовать математический аппарат квантовой теории с предположением о существовании локальной физической реальности, определяющей результаты локальных измерений. С точки зрения локальности обсуждаются ключевые квантовые эксперименты: рассеяние электрона на двух щелях, эксперимент Уилера с отсроченным выбором, парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена (ЭПР), квантовая телепортация. Этим экспериментам дается наглядная физическая интерпретация, не противоречащая классическим представлениям.

Рефераты (рус, 64 Kb)

Выпуск 2 наверх
Саргсян В.В., Каноков З., Адамян Г.Г., Антоненко Н.В.
Квантовые статистические эффекты в ядерных реакциях, делении и открытых квантовых системах
(рус, 2.796 Mb)

Из обобщенных немарковских уравнений Ланжевена выведены квантовые диффузионные уравнения c транспортными коэффициентами, зависящими явно от времени. Получены обобщенные флуктуационно-диссипативные соотношения и аналитические формулы для вычисления коэффициентов трения и диффузии в ядерных процессах. Исследованы асимптотики транспортных коэффициентов и корреляционных функций. Изучена проблема ослабления корреляций в квантовых диссипативных системах. Проведен сравнительный анализ диффузионных коэффициентов гармонического и перевернутого осцилляторов. Изучена роль квантовых статистических эффектов при прохождении через параболический барьер. В случае немарковской динамики найдены наборы диффузионных коэффициентов, обеспечивающих чистоту состояния в любой момент времени. С использованием мастер-уравнения для приведенной матрицы плотности для открытых квантовых систем изучено влияние разных наборов транспортных коэффициентов на скорость распада из метастабильного состояния. Развитый подход применен для изучения процессов деления и захвата налетающего ядра ядром-мишенью при энергиях бомбардировки около кулоновского барьера. Самосогласованным образом учитываются влияния диссипации и флуктуаций на эти процессы. С использованием расчетных вероятностей захвата, усредненных по всем ориентациям деформированных ядра-снаряда или ядра-мишени, вычислены сечения испарительных остатков в асимметричных реакциях слияния.

Дидык А.Ю., Халил А.С.
Свойства фосфида индия и отдельных соединений при облучении тяжелыми ионами высоких энергий
(англ, 4.580 Mb)

Представлены результаты по изменению структуры поверхности и объемных свойств монокристаллического фосфида индия, как исходного бездефектного, так и предварительно облученного электронами с энергией 25 МэВ, после облучения ионами 86Kr (253 МэВ) и 197Au (200 МэВ) до различных флюенсов. Для исследования изменений были использованы современные методы физики конденсированного состояния, такие как сканирующая электронная (СЭМ), атомно-силовая (АСМ) и просвечивающая микроскопии высокого разрешения (ПЭМ), а также резерфордовское обратное рассеяние (POP). Проведено сравнение полученных результатов с данными других авторов. Исследования изменений структуры поверхности монокристалла InP, облученного ионами 86Kr высокой энергии и электронами, показали, что изменения поверхности InP ионами носят сложный характер и обусловлены процессами неупругого распыления. Обнаружено, что двукратно облученные электронами и тяжелыми ионами высоких энергий слои InP и GaAs распухают с образованием трещин и разломов на поверхности. На облученной поверхности обнаружены отдельные монокристаллы, по-видимому, представляющие собой нано- и микрокристаллиты InP. Обнаруженные эффекты в InP после облучения обсуждены с применением моделей, основанных на роли ионизационных и ядерных потерь энергии тяжелых ионов высокой энергии.

Свирин М.И.
Статистические и динамические аспекты описания делимости доактинидных и актинидных ядер
(рус, 1.426 Mb)

Рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с описанием делимости доактинидных ядер: о зависимости затухания ротационного увеличения плотности уровней от энергии возбуждения и деформации ядер, эмиссии нейтронов во вторую яму потенциальной энергии деформации, динамических эффектах и др. Учет их устранил недостатки прежнего анализа и уточнил информацию о барьерах деления в области 160 A 215, служащую тестом для феноменологических моделей масс и энергии ядер. Результаты статистического анализа экспериментальных данных о делимости и угловой анизотропии осколков для симметричного и асимметричного типов деления ядер в районе Ra подтверждают их различие в порогах и симметрии седловых форм, которые ожидаются согласно теоретическим предсказаниям. Описание сечений деления актинидных ядер нейтронами с энергией En до 20 МэВ было получено в рамках статистической теории. В описании используются результаты расчетов энергии деформации и плотности уровней возбужденных ядер, основанных на реалистических спектрах одночастичных состояний. При высоких энергиях нейтронов En > 20 МэВ рассматривается влияние динамических эффектов. Включение ядерного трения при расчете сечения деления изменяет его величину и шансовую структуру по сравнению со статистическим описанием.

Шаблов В.Л., Виницкий П.С., Попов Ю.В., Чулуунбаатар О., Кузаков К.А.
Борновский ряд в теории ионизации атома электронным ударом
(рус, 0.842 Mb)

Дано обобщение теории рассеяния нескольких квантовых частиц на случай их кулоновского взаимодействия. Поскольку в этом случае амплитуда рассеяния, являющаяся решением уравнения резольвентного типа, имеет сингулярность при выходе комплексного параметра z на поверхность энергии, приведено определение физической амплитуды перехода. Сформулирован рецепт регуляризации (устранения расходимостей) интегралов, описывающих члены ряда теории возмущений при различных возмущающих потенциалах. В качестве примера общая теория применена к расчетам дифференциальных сечений квазиупругой реакции ионизации атома водорода быстрым электроном.

Рефераты (рус, 62 Kb)

Выпуск 3 наверх
Флягин В.Б., Будагов Ю.А., Глаголев В.В., Суслов И.А.
Топ-кварк, другие новые явления, наблюдаемые на установке CDF в p-столкновениях при энергии = 1,96 ТэВ
(англ, 1.456 Mb)

Возросшая светимость модернизированного тэватрона во втором сеансе открыла новые возможности более совершенного изучения тяжелых кварков: исследования проводятся уже на статистике сотен событий и составили новое направление - физику топ-кварков. В обзоре рассматриваются измерения массы топ-кварков, рожденных в протон-антипротонных взаимодействиях при энергии = 1,96 ТэВ на установке СDF (FNAL) при накопленной светимости ~ 1 фб-1. Обзор посвящен в основном измерениям массы топ-кварка с помощью так называемого метода матричного элемента, дающего наилучшие точности в канале распада топ-кварка "лептон+струи" и в "двухлептонном" канале. Измерение массы топ-кварка на СDF в канале "лептон+струи" является на данный момент наиболее точным отдельным измерением этого важного физического параметра. Работа суммирует наиболее весомые результаты измерения массы топ-кваркa на установке СDF, полученные и опубликованные в период 2003-2008 гг. Рассмотрены также открытия барионов, содержащих b-кварк: b, b*, b, и первые наблюдения осцилляций BS - S. Отметим здесь, что группа CDF/JINR внесла существенный вклад в новый комплекс CDF и в физические исследования.

Арбузов А.Б., Бытьев В.В., Кураев Э.А., Томази-Густафссон Э., Быстрицкий Ю.М.
Метод структурных функций для расчета радиационных поправок в рамках КЭД
(англ, 0.723 Mb)

Рассматривается метод структурных функций, основанный на использовании ренормгруппового подхода, позволяющий рассчитывать радиационные поправки в лидирующем и следующем за лидирующим приближении на основе расчета в низшем порядке теории возмущений. Приведены примеры расчетов процессов для физически интересных случаев, а именно радиационные поправки к глубоконеупругому виртуальному комптон-тензору, глубоконеупругому рассеянию, распаду мюона, баба-рассеянию, электрон-позитронной аннигиляции и мн. др. В большинстве случаев оценка нелидирующих вкладов дана в явной аналитической форме.

Мартин Ф., Карминати Ф., Галли Карминати Дж.
Квантовая информация, осцилляции и психика
(англ, 0.692 Mb)

В настоящей статье на примере квантовой теории информации мы рассматриваем человеческое подсознание, предсознание и сознание как ансамбли квантовых битов (кубитов). Наша цель - понять, как может передаваться информация между этими различными ансамблями кубитов. В этом нам помогает аналогия с ядерным магнитным резонансом. Кроме того, мы полагаем, что управление кубитами психики может осуществляться благодаря импульсам психического поля. Начиная с элементарного взаимодействия двух кубитов, мы конструируем логические квантовые вентили для двух кубитов, которые дают возможность передавать информацию от одного кубита к другому. Этим способом мы конструируем квантовый процесс, позволяющий сознательному читать подсознательное, и наоборот. Элементарное взаимодействие, например, между кубитом предсознательного и кубитом сознательного, позволяет нам предсказывать эволюцию во времени системы, объединяющей предсознание и сознание, - системы, в которой происходит квантовое запутывание предсознательного и сознательного. Такая эволюция приводит к осцилляциям Раби, которые мы называем психическими осцилляциями Раби. Эволюция демонстрирует, например, как подсознательное может влиять на сознательное. В таком процессе, как траур, влияние подсознательного на сознательное, так же как и влияние сознательного на подсознательное, полностью согласуется с наблюдениями в практике психиатрии.

Кобзев А.П.
Механизм излучения Вавилова-Черенкова
(рус, 0.410 Mb)

Обсуждается механизм генерации излучения Вавилова-Черенкова. Авторы теории эффекта Вавилова-Черенкова И.Е. Тамм и И.М. Франк объяснили его с помощью открытого ими нового механизма излучения при равномерном и прямолинейном движении заряженной частицы в среде. Поскольку такой механизм предполагает нарушение законов сохранения энергии и импульса, они предложили отменить эти законы для объяснения механизма излучения Вавилова-Черенкова. Эта идея получила весьма широкое распространение при создании других теорий, например теории переходного излучения. В данной работе показано, что механизм излучения при равномерном и прямолинейном движении заряда является ошибочным, поскольку он противоречит не только законам сохранения энергии и импульса, но и самому определению равномерного и прямолинейного движения (первый закон Ньютона). Предложено последовательное, не противоречащее фундаментальным законам объяснение микроскопического механизма излучения Вавилова-Черенкова. Показано, что излучение возникает в результате взаимодействия движущегося заряда со связанными зарядами, находящимися на достаточно большом расстоянии от его траектории. Механизм излучения Вавилова-Черенкова носит тормозной характер, но он принципиально отличается от механизма тормозного излучения прежде всего тем, что излучение Вавилова-Черенкова возникает в результате двухступенчатого процесса. Сначала движущаяся частица поляризует среду, а затем уже поляризованные атомы излучают когерентно, если скорость частицы превышает фазовую скорость света в среде. Если скорость частицы меньше фазовой скорости света в среде, то поляризованные атомы возвращают энергию удаляющейся частице. Излучения при этом не наблюдается. Обращается внимание на то, что условием когерентного сложения волн является достаточно постоянная скорость частицы. Однако ее движение не может называться равномерным и прямолинейным, как это движение определено первым законом Ньютона, а также вопреки законам сохранения энергии и импульса.

Рефераты (рус, 66 Kb)

Выпуск 4 наверх
Анева Б.
Точно решаемые взаимодействующие многочастичные решеточные системы
(англ, 0.556 Mb)

В обзоре рассматриваются матричный подход к стохастическим неравновесным системам и его обобщение до трехдиагонального алгебраического подхода. Веса стационарных состояний выражаются как матричные элементы матриц, удовлетворяющих квадратичной алгебре. Состояния, входящие в матричные элементы, сильно зависят от граничных условий. Значимость граничных процессов проявляется в том, что граничные операторы порождают алгебру Аски-Уилсона или обобщенную алгебру Онсагера в качестве граничной симметрии. Все представления квадратичной алгебры приложений матричного подхода восстанавливаются из теории представлений алгебры Аски-Уилсона через полиномы Аски-Уилсона. Граничная симметрия указывает на глубокие алгебраические свойства стохастических систем, которые приводят к точному решению в стационарном состоянии и к точному описанию динамики процессов взаимодействия.

Ольховский В.С., Майданюк С.П., Реками Э.
О несамосопряженных операторах в описании наблюдаемых в квантовой теории и ядерной физике
(рус, 0.504 Mb)

Цель этой работы - показать важность и применимость несамосопряженных операторов для описания наблюдаемых как в нерелятивистской, так и в релятивистской квантовой механике, а также в квантовой электродинамике. В работе рассматривается: (i) максимально эрмитов (но не самосопряженный) оператор времени в нерелятивистской квантовой механике и в квантовой электродинамике, (ii) проблема определения операторов 4-мерной координаты и 4-мерного импульса для релятивистских частиц со спином нуль, причем каждый из них имеет как эрмитову, так и антиэрмитову части. Анализируются другие физические приложения несамосопряженных и неэрмитовых операторов. В заключение проанализирован случай T-неинвариантных взаимодействий, включая квантовую диссипацию и ядерные оптические потенциалы.

Купленников Э.Л., Корчин А.Ю., Кандыбей С.С.
Квазисвободное рассеяние электронов на легких ядрах и некоторые свойства ядерного взаимодействия
(рус, 0.474 Mb)

Обсуждается состояние экспериментальных и теоретических исследований положения максимума квазисвободного сечения в A(e, e')-реакции. Изучается зависимость сдвига этого максимума относительно пика упругого eN-рассеяния от кинематических условий измерений. Анализируются возможности использования экспериментальных данных для отбора реалистических моделей нуклон-нуклонного взаимодействия, динамических короткодействующих корреляций в ядрах, определения параметров нуклон-ядерного потенциала и эффективной массы нуклона.

Попов Ю.В., Чулуунбаатар О., Шаблов В.Л., Кузаков К.А.
Процессы многократной ионизации с участием быстрых заряженных частиц
(рус, 1.223 Mb)

Обзор посвящен отдельным аспектам теории многократной ионизации квантовой мишени в результате ее взаимодействия с быстрой заряженной частицей. В качестве мишени рассматриваются атомы и молекулы, а также их ионы, а в качестве ионизирующей частицы - электроны и протоны. Особое внимание уделено приближению эффективных зарядов при построении волновых функций континуума нескольких заряженных фрагментов в конечном канале реакции. Приведены теоретические расчеты дифференциальных и полных сечений различных процессов многократной ионизации, и, где это возможно, проведено сравнение результатов этих расчетов с экспериментальными данными.

Комишел Х., Хацеган К., Волтер Х.Х.
Ядерные пороговые эффекты и нейтронные силовые функции
(англ, 0.427 Mb)

Данный обзор посвящен исследованию методом нейтронных силовых функций спектроскопических аспектов пороговых эффектов нелсгких ядер. Установлены связи нейтронных силовых функций с аномальными эффектами, наблюдаемыми в пороговом нейтронном канале, в реакциях стриппинга дейтрона на ядрах мишеней с A 90, а также в нуклонно-зеркальных реакциях с ядрами A 30. Доказано, что эти пороговые эффекты следуют массовой зависимости нейтронных силовых функций. Соотношение между пороговыми эффектами и нейтронными силовыми функциями доказывает, что пороговые эффекты связаны со спектроскопией первичных резонансов частиц с нулевой энергией нейтрона. Можно сделать вывод о том, что пороговые эффекты зависят не только от факторов проникновения открывающегося нейтронного канала, как в "cusp theory", но и от динамики многоканальной реакции, а также от спектроскопии порогового состояния нейтрона. Данное исследование основано на сокращенной матрице рассеяния, описывающей влияние невидимого порогового канала на открытые наблюдаемые каналы. Подчеркивается определяющий вклад в пороговые эффекты динамики ядерной реакции, квазирезонансного рассеяния, а также спектроскопии порогового состояния нейтрона.

Рефераты (рус, 61 Kb)

Выпуск 5 наверх

К столетию со дня рождения члена-корреспондента РАН М.Г.Мещерякова (1910-1994)
(рус, 0.86 Mb)

Арбузов А.Б., Бытьев В.В., Кураев Э.А., Томази-Густафcсон Э., Быстрицкий Ю.М.
Процессы КЭД в периферической кинематике
(англ, 0.717 Mb)

Рассмотрены различные процессы КЭД в периферической кинематике. Важнейшим свойством этих процессов являются довольно большие сечения и их независимость от энергии начальных частиц, поэтому их изучение представляется интересной задачей как для учета фоновых процессов, так и для исследования структуры струйных событий. Приводятся сечения различных процессов КЭД в периферической кинематике в рамках импакт-факторов, исследованы спиновые эффекты, приведены дифференциальные сечения для фотон-лептонных и лептон-лептонных соударений. Отдельная секция посвящена баба-рассеянию на малые углы, и рассмотрены конкретные приложения для современных установок LEP I и LEP II. На основе аналитических свойств амплитуды приведены соотношения (правила сумм), связывающие асимптотику сечения электрон-позитронного рассеяния и радиационные поправки к формфакторам электрона. В конце обзора для удобства приведены явные значения некоторых петлевых интегралов Фейнмана для процесса аннигиляции двух фотонов в лептонную пару.

Арбузов А.Б., Бытьев В.В., Кураев Э.А., Томази-Густафссон Э., Быстрицкий Ю.М.
Радиационные поправки к баба-рассеянию
(англ, 1.189 Mb)

Изучены радиационные поправки к различным постановкам баба-рассеяния на большие углы, в частности с дополнительным излучением одного и двух реальных фотонов. Показано, что учет радиационных поправок согласуется с факторизационной теоремой и сечение процесса представимо в виде сечения процесса Дрелла-Яна. Рассмотрены случаи коллинеарного и полуколлинеарного излучения фотона, получены радиационные поправки и явный вид k-фактора, включающего нелидирующие члены. В отдельном пункте рассмотрены основные вклады в двухпетлевые поправки к баба-рассеянию, излучение дополнительных одного и двух коллинеарных жестких и мягких фотонов.

Биленький С.М.
Безнейтринный двойной бета-распад
(англ, 0.508 Mb)

Представлен обзор проблемы безнейтринного двойного бета-распада ядер. Подробно обсуждаются смешивание нейтрино и матрица смешивания ПМНС. Детально рассматривается теория безнейтринного двойного бета-распада. Обсуждаются результаты различных вычислений ядерных матричных элементов. Обсуждаются опыты по поиску безнейтринного двойного бета-распада. Приложение посвящено Э.Майоране. Дается его краткая биография, и излагается статья, в которой предложена теория частиц Майораны.

Нестеров А.В., Арикс Ф., Брукхов Я., Василевский В.С.
Трехкластерное описание свойств легких нейтронно- и протонно-избыточных ядер в рамках алгебраической версии метода резонирующих групп
(рус, 2.434 Mb)

Представлен трехкластерный микроскопический подход к описанию свойств легких атомных ядер (алгебраическая версия метода резонирующих групп), основанный на использовании осцилляторных функций как для задания волновых функций каждого из кластеров, так и для разложения функции их относительного движения. Главным образом рассматриваются те приложения метода, которые относятся к исследованию свойств состояний дискретного и непрерывного спектров ядер 6He, 8He, 6Be, 5H, являющихся нейтронно- или протонно-избыточными, а также к реакциям синтеза 3H(3H, 2n)4He и 3He(3He, 2p)4He. Технические вопросы вычислений обсуждаются лишь в том объеме, который необходим для понимания представленного материала. Основное внимание сосредоточено на изложении физических результатов, их сравнении с экспериментальными данными и результатами, полученными в других теоретических подходах. Также достаточно подробно обсуждаются вопросы, связанные с действием принципа Паули, сходимостью результатов вычислений, и приближения, сделанные в процессе их проведения.

Славнов Д.А.
Макроскопическое моделирование нарушения неравенства Белла
(рус, 0.309 Mb)

Описана макроскопическая квантовая модель двухуровневой системы (аналога частицы со спином 1/2), в которой моделируется не только исследуемая система, но и процедура измерения. Описаны модели одночастичного и двухчастичного состояния квантовой системы. В рамках модели обсуждены парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена и неравенство Белла.

Юревич В.И.
Образование нейтронов в толстых мишенях протонами и ядрами высоких энергий
(рус, 2.670 Mb)

Статья посвящена физике образования нейтронов расщепления частицами высоких энергий и ее приложениям. Эта область исследований относится к быстро развивающемуся направлению ядерной физики - нейтронной физике высоких энергий. Центральное место занимает обзор экспериментальных результатов, полученных в различных лабораториях мира за последние более чем четверть века. Проводится анализ характеристик множественного рождения нейтронов в мишенях протонами и ядрами с энергиями выше нескольких сотен МэВ на нуклон. Обсуждаются результаты измерений в ОИЯИ на пучках протонов, дейтронов и легких ядер. Рассмотрены естественные и искусственные источники нейтронов расщепления и их роль в современных научных исследованиях.

Рефераты (рус, 60 Kb)

Выпуск 6 наверх
Procedings of the Bogolyubov Conference «Problems of Theoretical and Mathematical Physics» (Moscow-Dubna, August 21-27, 2009)
Сисакян А.Н.
Жизнь и деятельность Н.Н.Боголюбова
(рус, 64 Kb)
Plenary Session
Araki H.
Dynamics and Potentials
Aref'eva I.Ya.
Catalysis of Black Holes/Wormholes Formation in High-Energy Collisions
(англ, 231 Kb)
Ebert D., Faustov R.N., Galkin V.O.
Low-Energy Properties of Hadrons in the Relativistic Quark Model
(англ, 231 Kb)
Erler J., Kleinig W., Klupfel P., Kvasil I., Nesterenko V.O., Reinhard P.-G.
Self-Consistent Mean-Field Description of Nuclear Structure and Dynamics - A Status Report
(англ, 454 Kb)
Jansen K.
The Quest for Solving QCD: Simulations at Light Quark Masses
(англ, 212 Kb)
Shaposhnikov M.
Cosmology versus Standard Model
(англ, 276 Kb)
Stoitsov M.
Nuclear Density Functional Theory
(англ, 691 Kb)
Voronov V.V., Jolos R.V., Arsenyev N.N., Severyukhin A.P.
Pair correlations and the Time-Dependent Hartree-Fock-Bogoliubov Method in the Theory of Nuclear Structure
Yngvason J.
The Interacting Bose Gas: A Continuing Challenge
Zagrebnov V.A.
Boson Random Point Processes and Condensation
(англ, 167 Kb)
Session «Quantum Field Theory and Theory of Elementary Partciles»
Achasov N.N.
Light Scalar Mesons as Manifestation of Spontaneously Broken Chiral Symmetry
(англ, 258 Kb)
Andrianov A.A., Andrianov V.A., Espriu D.
Parity Violation in QCD-Motivated Hadronic Models at Extreme Conditions
(англ, 126 Kb)
Arbuzov B.A., Volkov M.K.
Bogoliubov Compensation Approach in QCD and in the Electroweak Theory
Бакулев А.П.
Пересуммирование в дробно-аналитической теории возмущений КХД
(рус, 163 Kb)
Bednyakov A.V.
Three-Loop Running of the Strong Coupling Constant and the Mass of the b Quark in the Supersymmetric QCD
(англ, 138 Kb)
Bogolubov N.N. (Jr.), Prykarpatsky A.K.
The Vacuum Structure and Special Relativity Revisited: A Field Theory No-Geometry Approach within the Lagrangian and Hamiltonian Formalisms
(англ, 148 Kb)
Blaschke D., Buballa M., Radzhabov A.E., Volkov M.K.
Nonlocal Quark Model beyond Mean Field
(англ, 138 Kb)
Bulavin L.A., Jenkovszky L.L., Troshin S.M., Tyurin N.E.
Critical Phenomena in High-Energy Lepton- and Hadron-Induced Reactions
(англ, 133 Kb)
Selyugin O.V., Cudell J.-R.
Asymptotics of S Matrix and Unitarization
(англ, 97 Kb)
Ebert D., Faustov R.N., Galkin V.O.
Masses of Heavy Tetraquarks with Hidden Charm and Bottom
(англ, 114 Kb)
Fadin V.S., Fiore R., Grabovsky A.V., Papa A.
Low-x Evolution Equations in Mbius Representation
(англ, 112 Kb)
Gasser J., Haefeli Ch., Ivanov M.A., Schmid M.
Relations between SU(2)- and SU(3)-LECs in Chiral Perturbation Theory
(англ, 105 Kb)
Kalmykov M.Yu., Kniehl B.A.
All-Order Expansions of Hypergeometric Functions of One Variable
Kataev A.L., Kim V.T.
Peculiar Features of the Relations between Pole and Running Heavy-Quark Masses and Estimates of the O(s4) Contributions
(англ, 134 Kb)
Kotikov A.V.
The Property of Maximal Transcendentality in the = 4 SYM
Kozlov G.A.
Unparticles in Gauge Theory
(англ, 99 Kb)
Kozlov G.A.
The Gauge Unparticles ("Ungluons")
(англ, 127 Kb)
Krasnikov N.V.
Fields with Continuously Distributed Mass
(англ, 97 Kb)
Das C.R., Laperashvili L.V., Tureanu A.
Astrophysical Implications of the Superstring-Inspired E6 Unification and Shadow Theta-Particles
(англ, 115 Kb)
Mir-Kasimov R.M.
Generating Function for Extended Jacobi Polynomials, Noncommutative Differential Calculus and Relativistic Energy and Momentum Operators
(англ, 95 Kb)
Mnatsakanova M.N., Vernov Yu.S.
Reconstruction Theorem and Cluster Properties of Wightman Functions in Noncommutative Quantum Field Theory
Reshetnyak A.A.
Towards Lagrangian Formulations of Mixed-Symmetry Higher Spin Fields on AdS-Space within BFV-BRST Formalism
(англ, 143 Kb)
Sissakian A., Shevchenko O., Ivanov O.
QCD Analysis of DIS and SIDIS Data
(англ, 124 Kb)
Slavnov D.A.
Double-Slit Experiment and Bogoliubov's Causality Principle
(англ, 94 Kb)
Stepien L.T.
On Some Classes of Exact Solutions of Scalar Born-Infeld Equation
(англ, 91 Kb)
Surovtsev Yu.S., Branz T., Gutsche T., Lyubovitskij V.E.
The Model-Independent Analysis Indications for Spectroscopy of Scalar Mesons. Proof for the K0*(900)
(англ, 124 Kb)
Tsirova N.A., Karmanov V.A., Mathiot J.-F.
Structure of the Nucleon in Chiral Effective Theory on the Light Front
(англ, 114 Kb)
Выпуск 7 наверх
Session «Statistical Mechanics, Kinetics and Quantum Theory of Condensed Matter»
Antonov N.V., Ignatieva A.A., Malyshev A.V.
Effects of Turbulent Mixing on the Critical Behavior
(англ, 118 Kb)
Belyi V.V., Kukharenko Yu.A.
Bogoliubov Kinetic Equations and Dielectric Function with Exchange Interaction
(англ, 91 Kb)
Blaschke D.B., Schmidt S.M., Smolyansky S.A., Tarakanov A.V.
Self-Consistent Description of e-e+-Plasma Created from the Vacuum in a Strong Electric Laser Field
(англ, 122 Kb)
Боголюбов Н.Н. (мл.), Казарян А.А.
Кинетические уравнения в теории полярона в случае пространственной неоднородности
(рус, 12? Kb)
Brokate M., Rasulova M.Yu.
The Cauchy Problem for BBGKY Hierarchy of Quantum Kinetic Equations with Coulomb Potential
(англ, 103 Kb)
evizovi D., Zekovi S., Ivi Z.
On the Possible Role of Small Polarons in the Charge and Energy Transport in the -Helix Proteins
(англ, 152 Kb)
Flach S.
Wave Propagation in Nonlinear Disordered Media
(англ, 133 Kb)
Gladyshev A.V., Juriinov E., Juriin M., Remeck R.
Anomalous Scaling in Helical Turbulent Environment
Katkov V.L., Osipov V.A.
Energy Distributions of Field Emitted Electrons from Few-Layer Graphene Sheets with AB and ABC Stacking
(англ, 170 Kb)
Kuzemsky A.L.
Symmetry Breaking, Quantum Protectorate and Quasiaverages in Condensed Matter Physics
(англ, 96 Kb)
Lyagushyn S.F., Sokolovsky A.I.
Kinetics of System of Emitters and Nonequilibrium Electromagnetic Field
(англ, 106 Kb)
Moskalenko V.A., Dohotaru L.A.
Diagrammatic Analysis of the Hubbard Model: Stationary Property of the Thermodynamic Potential
(англ, 141 Kb)
Moskalenko V.A., Dohotaru L.A.
Diagrammatic Theory for Periodic Anderson Model
(англ, 194 Kb)
Plakida N.M.
Theory of High-Temperature Superconductivity in Cuprates
Plechko V.N.
Fermions and Disorder in Ising and Related Models in Two Dimensions
(англ, 160 Kb)
Рудой Ю.Г.
Вклад Н.Н.Боголюбова в неравновесную статистическую механику (1937-1945 гг.)
(рус, 84 Kb)
Sadovnikov B.I., Inozemtseva N.G., Inozemtsev V.I.
The Correlation Function and the Thermodynamic Quantities of the Mixed System
(англ, 104 Kb)
Sankovich D.P.
Bogoliubov's Theory of Superfluidity
(англ, 95 Kb)
Shukrinov Yu.M.
Tunneling in Superconducting Structures
(англ, 408 Kb)
Smolyansky S.A., Bonitz M., Tarakanov A.V.
Strong Field Generalization of the Interband Transitions Kinetics
(англ, 108 Kb)
Soldatov A.V.
On Lower Bound Estimates for the Energy Spectrum of the Frhlich Polaron Model
(англ, 111 Kb)
Sukhanov A.D., Golubjeva O.N.
(,k)-Dynamics as Some Generalization of Equilibrium Quantum Statistical Mechanics
(англ, 168 Kb)
Tareyeva E.E., Schelkacheva T.I., Chtchelkatchev N.M.
A Spin-Glass-Like Phase in Complex Nonmagnetic Systems. Various Kinds of Replica Symmetry Breaking
(англ, 86 Kb)
Session «Nuclear Physics»
Abraamyan Kh.U., Baznat M.I., Friesen A.V., Gudima K.K., Kozhin M.A., Lebedev S.A., Nazarenko M.A., Nikitin S.A., Ososkov G.A., Reznikov S.G., Sissakian A.N., Sorin A.S., Toneev V.D.
Resonance Structure in the Invariant Mass Spectrum in pC and C Interactions
(англ, 219 Kb)
Adamian G.G., Antonenko N.V., Malov L.A., Lu B.N., Zhou S.G., Scheid W.
Isomeric States in Heavy Nuclei
(англ, 105 Kb)
Georgieva A.I., Ivanov M.I., Drenska S.L., Sviratcheva K.D., Draayer J.P.
Dynamical Symmetries in Contemporary Nuclear Structure Applications
Kolganova E.A.
Helium Trimer in the Framework of Faddeev Approach
(англ, 313 Kb)
Majling L., Majlingov O.
Delayed Clusters Accompanying Nonmesonic Weak Decay of the -Hypernuclei: A Clue to Nonleptonic Processes
(англ, 130 Kb)
Matveenko A.V., Fukuda H., Alt E.O.
Definition of Free Hyperradial Dynamics for the Three-Body Problem
(англ, 139 Kb)
Mishev S., Voronov V.V.
Quasi-Particle Phonon Nuclear Model for Odd-Mass Nuclei - Recent Developments
(англ, 150 Kb)
Rubtsova O.A., Kukulin V.I., Pomerantsev V.N.
Quantum Scattering Theory on the Momentum Lattice
(англ, 165 Kb)
Vdovin A.I., Dzhioev A.A.
Thermal Bogoliubov Transformation in Nuclear Structure Theory